Родителям

Сайт Ольги Александровны Троян

учителя математики

МБОУ Выездновская СОШ

Родителям

 

 

Причины школьной неуспеваемости

 

  • Психологические причины неуспеваемости

  • Физиологические причины неуспеваемости

  • Социальные причины неуспеваемости

  • Актуальные вопросы родителей школьников

  • Психологические причины неуспеваемости  могут быть связаны со сложностями в познавательной и эмоционально-волевой сфере.

 

В познавательной сфере

 

 Для успешного освоения предметов необходимо формировать определенные качества познавательных процессов. При изучении русского языка надо развивать зрительную и двигательную память, точность, объем запоминаемого материала, аналитичность, операции анализа и обобщения. При изучении математики – конкретность, прогностичность восприятия, точность памяти, аналитические способности, умение делать умозаключения. Если вышеуказанные качества не сформированы, это может составить сложность при обучении.

 

 Особенности развития мышления могут стать причиной неуспеваемости. Л.С. Выготский выделил 3 типа: «мыслитель», «практик», «художник». Для каждой группы нужно выбирать свой способ подачи материала. Хотя не исключен и многосенсорный способ обучения.

 

 Стоит учитывать и ведущий канал восприятия информации ребенка: зрительный, слуховой, кинестетический. Объяснять необходимо при помощи ведущего канала, закреплять с помощью самого слабого, воспроизводить с помощью удобного ребенку.

 

 Недостаточный уровень развития внимания – один из значимых факторов неуспеха в обучении. У первоклассников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объем внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут. Особенно важным считается свойство переключаемости внимания.

В эмоционально-волевой сфере

 

 К концу учебного года в первом классе число детей с отрицательный отношением к учебе увеличивается в 4 раза. У детей повышается тревожность, страх перед школой. Тревожность при переходе из начальной школы в среднюю приводит к нарушению психического здоровья, отклоняющемуся поведению и снижению результатов учебы.

 

 Велико влияние самооценки на успеваемость. Множество причин приводят к ее понижению и главной является мнение окружающих взрослых. Возможен и вариант высокой самооценки, которая столкнувшись с трудностями начинает стремительно снижаться. Высокая самооценка также может быть причиной неуспеха: ученик игнорирует замечания и вступает в конфликт с учителем.

 

 Ребенок готов к обучению в школе, если у него сформированы волевые качества, которые характеризуются тем, что действие является собственным, инициативным, осознанным и осмысленным. В противном случае, это может отразиться на результативности в учебе.

 

 Существуют и гендерные различия в проявлении волевых качеств: мальчики менее организованны, а девочки менее смелы и решительны.

 

 У учащихся средних и старших классов сложности в обучении могут быть связаны с вхождением в подростковый период. Гармональные изменения могут дать толчок к нарушениям в поведении подростка. Характерное для этого периода стремление подражать сверстникам, нарушать общепринятые нормы может отразиться на учебе.

Физиологические причины неуспеваемости

 

 Леворукость

 

 Леворукость – это проявление индивидуальности в пределах нормы. Леворукие дети отличаются эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания.

 

 Существуют общепринятые правила общения леворуких детей. При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с тем же наклоном, что и праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо выдвинуто вперед, в отличие от праворуких, у которых вперед выдвинуто правое плечо. Целесообразнее, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбирать сам. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов должна быть более легкая, сверху вниз, слева направо.

 

 У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики). При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.

 

Астенический синдром

 

 Общая ослабленность организма может быть врожденной. Такие дети часто рождаются с малым весом, они беспокойны, плохо спят, едят, плохо прибавляют в весе, реагируют на изменения погоды, шум, изменения привычной обстановки. Часто болеющие, ослабленные дети, как правило, эмоциональны, впечатлительны, чрезмерно привязаны к матери стараются избегать общения с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения. К началу обучения в школе они нередко выглядят младше своего возраста, отличаются возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка может начавшийся в 6-7 лет интенсивный рост организма. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может казаться избыточной.

 

 Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью, но и инфантильными особенностями психики: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Родители, ограничивая ослабленных детей от общения, способствуют тому, что обилие контактов при приходе в школу становится дополнительной психологической нагрузкой.

 

 Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность может быть у них относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и множество контактов оказываются для этих детей непосильными. Это приводит к формированию хронической усталости и переутомления. А длительно сохраняющееся утомление приводит к формированию  астенического синдрома, т.е. состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению.

 

 У ребенка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, появляются головные боли, ухудшаются внимание и память.

 

 Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, по утрам ребенок испытывает чувство усталости, нежелание чем-либо заниматься. Такие заболевания ведут к нарушению питания клеток мозга. Это вызывает задержку формирования специфических мозговых структур, отвечающих за познавательные процессы ребенка и формирование эмоционально-волевой сферы.

 

 В случае астенического синдрома обязательна консультация невролога, без медикаментозной поддержки ребенку сложно освоить предлагаемую программу.

 

Синдром психического инфантилизма

 

 Ряд детей при поступлении в школу имеют черты психической незрелости (прежде всего в эмоционально-волевой сфере), которые и могут способствовать неуспеваемости.

 

 Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития; речевое развитие, умение рисовать развиваются в норме, своевременно осваивается чтение, счет. Но в школе такие дети не понимают своих обязанностей в классе, у них нет чувства ответственности, занятиям мешают повышенная двигательная активность, неспособность к напряжению, отсутствие учебной мотивации.

 

 Наиболее эффективный прием в работе с таким учеником – поддерживать непосредственный интерес к тому, что происходит в классе.

 

 Однако психический инфантилизм может сочетаться с низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка. В таком случае нужны дополнительные занятия в виде дидактических игр.

 

 Выделяют ряд особенностей психофизиологического развития инфантильных детей, оказывающих влияние на успешность их обучения:

 

Моторный инфантилизм – движения порывисты, недостаточно координированы и точны, затруднена выработка двигательных стереотипов, что особенно отчетливо проявляется при обучении ребенка к письму, рисованию при выполнении работ по труду.

Преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление.

Отмечена недостаточность словесно-смысловой памяти (особенно сложен материал, требующий осознания связи между его частями).

Дефицит активного внимания, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться.

Неумение работать по инструкции, в общем для всего класса темпе.

 

 

 

Минимальная мозговая дисфункция (ММ) 

 

 Это комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающий вследствие органического поражения мозга.

 

 Его проявления различны в зависимости от возраста. В дошкольном возрасте это может быть двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения, плохой сон, часта задержка речевого развития, слабая выраженность интеллектуальных интересов, недостаточная координация движений.

 

 У детей школьного возраста отмечена импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная самокритичность. В отдельных случаях (при грубом поражении) могут наблюдаться нарушения темперамента и влечений (повышенная внушаемость, получение удовольствия как основной мотив поведения), вспыльчивость с проявлениями агрессивности, расторможенностью влечений (прожорливость, повышенное влечение к новым впечатлениям, иногда приводящее к бродяжничеству).

 

 Часто на первый план выступают нарушения познавательных процессов, формирования школьных навыков: дисграфия (нарушения письма), дислексия (нарушения чтения), дискалькулия (нарушение формирования счетных операций).

 

 Обучение чтению при дислексии идет замедленно, каждый этап вызывает большие трудности: выучив буквы, ребенок долго не может освоить слогослияние, не может перейти к слиянию слогов в слово, сам процесс чтения вызывает напряжение. Принято говорить о дислексии, если становление навыка чтения отстает от возрастных норм на 1,5-2 года.

 

 Часто дислексия проявляется в комплексе с дисграфией, для которой свойственны специфические ошибки: замены букв на буквы схожие по звучанию или по начертанию, искажения букв, пропуски, недописывания, замены гласных, расщепляются йотированные гласные, наблюдается зеркальное отображение букв. Ребенок часто сам не может прочитать то, что написал. Отмечен очень плохой почерк.

 

 Коррекция трудностей должна быть комплексной: психолого-педагогическаяи логопедическая помощь, медицинская поддержка психиатра, невролога. Медикаментозная терапия повышает общий тонус и работоспособность у ребенка, нормализует сон, снижает уровень тревоги, улучшает внимание и память.

 

Синдром дифицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

 

 СДВГ – это диагноз, поставить который может только врач (психиатр, невролог).

 

 Признаки:

 

Дефицит активного внимания.

Общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений.

Недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность.

 

 Первые проявления можно наблюдать еще в дошкольном возрасте (родители часто считают, что ребенок просто очень «живой»), но только в школе, когда это начинает мешать учебе, родители бьют тревогу.

 

 Первые проявления синдрома: повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свету, шуму), нарушения сна, подвижность и возбужденность во время бодрствования.

 

 В 3-4 года заметной становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо (спокойно слушать сказку, играть в игры, требующие концентрации внимания), деятельность носит преимущественно хаотический характер.

 

 Синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения является нарушение внимания.

 

 Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми, что затрудняет их общение. У них легко закрепляется негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением. Эти отклонения имеют вторичный характер, но усиливают школьную дезадаптацию ребенка.

 

 С возрастом расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем, однако неустойчивость внимания и импульсивность поступков, как правило, сохраняются.

 

 Прогноз успешности обучения напрямую связан с проведением адекватного комплексного медикаментозного лечения и оказанием коррекционной поддержки (с целью профилактики вторичных отклонений в личностном развитии).

Социальные причины неуспеваемости

 

Социальная среда

 

 Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима. Для успешного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребенка.

 

 Известен феномен «неуязвимых» детей, которые находясь в неблагополучных условиях, адаптированы в учебе и поведении. Это возможно только при наличии высокого интеллекта и целенаправленности личности ребенка.

 

 Немаловажен фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребенка.

 

Методика преподавания

 

 Один из важных факторов – это адекватное взаимодействия в системе «учитель-ученик». Огромное значение в эффективности обучения играет эмоциональная связь учителя и учеников.

 

 Особенности преподавания могут значительно способствовать снижению мотивации к обучению. Ряд авторов отмечают, что главный недостаток преподавания – увлечение словесными методами, в результате которых развивается словесно-логическое мышление, а свойства личности, связанные с непосредственным восприятием окружающего мира и практическими действиями, не совершенствуются. Преобладание словесных методов приводит к разрыву между знаниями и навыками учащихся, дети знают правила, но пишут безграмотно, т.е. их знания пассивны.

 

Готовность к школе

 

 Ребенок к началу обучения должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

 

 Это сложный комплекс, определяемый морфологическим, функциональным и психическим развитием ребенка, предполагающий достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер ребенка. Развитие мотивации и произвольности обычно называют личностной готовностью к обучению. Она не менее важна, чем интеллектуальная готовность.

 

 Рекомендуют проводить медико-психолого-педагогическое обследование примерно за полгода-год до поступления в школу, чтобы обнаружить существующие сложности и по возможности их устранить.

Актуальные вопросы родителей школьников

 

Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?

 

 Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

 

 1 класс (начиная со второго полугодия) – не больше одного часа;

 

 2 класс – до полутора часов;

 

 3-4 классы – до двух часов.

 

 Ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков.

 

Какие уроки лучше делать сначала – письменные или устные?

 

 Наиболее приемлемый вариант выполнения домашнего задания для учащихся 1-4 классов:

 

 - чтение – выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию

 

 - письмо

 

 - математика

 

 - более легкие предметы

 

 Возможно пойти навстречу ребенку и позволить выполнить задание по тому предмету, который ему интересен. Почувствовав успех, ребенок с большим удовольствием примется за выполнение менее интересных заданий.

 

 Некоторые специалисты предлагают такой способ: пусть ребенок начнет с заданий по одному предмету, например, по русскому языку. Потом будет выполнять другие задания. В самом конце желательно, чтобы он либо повторил, либо сделал еще 1-2 задания по русскому языку. Считается, что ребенок в этом случае лучше усвоит и урок по русскому языку, и по тем предметам, которые он учил в промежутке между двумя этапами подготовки к русскому языку.

 

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

 

 Бывает, что ребенок нервничает, боится идти в школу, но почему – не объясняет. Он отчаянно рыдает, у него может случиться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно забывает что-то дома и возвращается. Причиной всего этого может быть страх, непонятный, но сильный, который называют фобией.

 

 Для начала необходимо показать ребенка детскому врачу. Если ребенок здоров, то постарайтесь разобраться, в чем же конкретная причина такого упорного страха и нежелания идти в школу. Может, в классе сложилась тяжелая обстановка. Может, ребенок поссорился с лучшим другом или у него возник конфликт с учителем.

 

 Бывает, что ребенок боится школы, а причина его страха – не школа сама по себе, а, например, собака, которая лает на него по дороге на занятия. А может, ребенок просто стесняется читать стихи у доски? А может, его обижает кто-то из старших учеников на переменах?

 

 В любом случае с ребенком надо поговорить о причинах его нежелания ходить в школу и постараться найти пути преодоления сложившейся неблагополучной и травмирующей ребенка ситуации.

 

Что влияет на формирование правильной самооценки у ребенка?

 

 Высокая адекватная самооценка дает возможность ребенку идти на риск, исследовать неизведанное, иногда терпеть неудачи, нов конце концов побеждать.

 

 Уметь принимать детей такими, какие они есть, - это очень важно, но этого недостаточно. Одной любви родителей бывает слишком мало для формирования высокой самооценки ребенка, ему необходимо одобрение и признание окружающих.

 

 Ребенок должен уметь преодолевать трудности, справляться с ними. Родители должны научить его этому. Ребенок должен знать, что он не беспомощное существо и от него самого многое зависит.

 

 И еще у каждого ребенка должен быть близкий друг – взрослый или сверстник, просто хороший человек, который его любит, а родители могут помочь в укреплении этой дружбы.

 

 На формирование самооценки большое влияние оказывает характер детско-родительских отношений в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, последовательность в воспитании, поэтому именно родители могут оказать ребенку наибольшую пользу в формировании адекватной самооценки.

 

Со старшим сыном намучились в школе, неужели младший будет учиться так же?

 

 Многие родители обращаются к психологам с опасениями, что подрастающие в семье малыши доставят им столько же хлопот и неприятностей, как и старшие дети. Чаще всего эти опасения безосновательны: младший ребенок практически никогда не повторяет пути развития старшего. Но опасения могут принести свои негативные плоды: у ребенка может развиться комплекс неудачника. Если все время твердить: «Один двоечник, и ты таким же станешь!», то это может привести к неосознанному формированию у ребенка установок на неудачи в учебе. Всякий раз, когда он будет стоять перед выбором, то будет вспоминать: «От меня не ждут ничего хорошего» и совершать именно те поступки, которых боялись его родители. Предоставьте ребенку возможность быть самим собой.

 

 Однако опасна и другая крайность: если старший ребенок был успешен в учебе, а младший не оправдывает ожиданий окружающих, у него также может развиться комплекс неудачника. «Лекарство» от этого только одно: не надо сравнивать детей, у каждого из них свой неповторимый путь развития и достижений.

 

Как заинтересовать ребенка учебой?

 

 Иногда дети, не очень замотивированные на учебу или боящиеся трудностей, возникающих при обучении, отказываются выполнять какое-либо учебное задание или выполняют его нехотя. Взрослые (как учителя, так и родители) способны помочь им преодолеть эту трудность..

 

 - Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.

 

 - Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).

 

 - Попробуйте показать ребенку прикладной характер знания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.

 

Что лучше: поощрение или наказание?

 

 Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение. А не наказывают за плохое.

 

 Простейшей формой поощрения является похвала. Более простой вариант: «Спасибо». Более сложный: «Ты все-таки добился успеха! Ты две недели учил правила и наконец получил «5» по русскому языку». Возможно одобрение в виде жеста.

 

 Похвала должна быть конкретной: не просто «Молодец» и ребенок не понимает, за что хвалят – комнату убрал, оценки хорошие получил?

 

 Лучше так: «Мне нравятся краски, которые ты подобрал для своего рисунка. Я думаю, учителю будет интересна твоя работа».

 

 Похвала лучше своевременная: например, слова «Мне очень понравилась твоя прическа на прошлой неделе» могут быть восприняты ребенком как «На прошлой неделе ты выглядел лучше, что у тебя с прической сегодня?».

 

 Позвала должна быть искренней. Дети очень остро чувствуют ложь. Кроме того, похвала должна отражать действительное достижение ребенка. Если мы похвалим ребенка за то, что на самом деле не считаем достижением, у него может сложиться впечатление, что мы неискренны. Тогда похвала может иметь «эффект горькой конфеты», который ухудшит взаимоотношения «взрослый-ребенок» и исчерпает «кредит доверия» ко взрослому.

 

 

Ваше внимание, терпение и забота, дорогие родители, помогут преодолеть вашему ребенку все трудности, возникающие на его дороге.

 Удачи вам!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»